
17 августа 1866 года в семье помощника настоятеля Михаило-Архангельской церкви села Меркушино Верхотурского уезда, священника о. Василия Стефановича Любомудрова, родился сын, который в крещении был назван Павлом.
В конце девятнадцатого и начале двадцатого века в Меркушине были построены капитальные каменные здания: церкви Михайло-Архангельская и Симеоновская, гостиница для паломников двухэтажная, церковно-приходская школа, волостная управа тоже в два этажа и два дома для священнослужителей. Две церкви были соединены галереей, что запечатлено на фотографии, от которой глаз не отведёшь.
Замечательных по древности священных предметов в храме нет, но заслуживают внимания следующие иконы: икона Вознесения Господня, сооруженная в память спасения Императора Александра II от руки злодея – Березовского; икона апостола Архипа и благоверного великого князя Александра Невского – в память 25-летняго царствования Императора Александра II – освободителя крестьян от крепостной зависимости и икона святого Николая и мученицы Александры – в память священного коронования Государя Императора Николая II.
Почитали и место погребения Симеона в селе Меркушино, из которого забил родник. Над ним в 1808 году вместо деревянной часовни возвели новую каменную. В 1704 году мощи Симеона из Меркушино с разрешения митрополита Филофея (Лещинского) были перенесены в Николаевский монастырь города Верхотурье, где их поместили в монастырской церкви у правого клироса. Мощи святого привлекали в Верхотурский монастырь многочисленных паломников, число которых в начале XX века достигало 60 тысяч человек в год.
Древняя уральская обитель находилась под высочайшим покровительством последнего императора Николая II, в Верхотурье часто приезжали особы царского двора - фрейлина А.А.Вырубова и полковник Д.Н.Ломан, это первое место паломничества Григория Распутина, где он проник в суть бытия, что и помогло ему позднее стать провидцем и снискать доверие царской семьи.
В таком окружении, в живописной уральской местности, при Михаило-Архангельском храме, под небесным покровительством праведного Симеона Верхотурского, рос в детстве и воспитывался Павел Любомудров.
Отец Василий Стефанович Любомудров служил помощником при нескольких настоятелях меркушинского храма, священником Свято-Симеоновской церкви с. Меркушино он был назначен 8 ноября 1871 года, одновременно со служением в храме нес обязанности законоучителя в Меркушинской народной школе. Жена его, матушка Анфиса Павловна родилась 16 августа 1846 года.
Анфиса Павловна была дочерью священника Павла Михайловича Будрина - самой замечательной личности в истории Трехсвятительской церкви Нижне-Туринского завода. Служил он священником этой церкви почти 50 лет, с 1844 по 1892, пока не потерял зрение. После окончания Пермского духовного училища и Пермской духовной семинарии определен учителем в Далматовское духовное училище в 1842 г. В 1844 - священником в НижнююТуру. Бессменный законоучитель горнозаводской с 1844 г, затем министерской школы до 1886 ( когда, по старости Будрина, ей стал заведовать о. Александр Адрианов).
Выведен за штат и скончался 13 марта 1893 г. Похоронен вблизи алтаря церкви, в церковной ограде. Павел Михайлович сам замечательно писал иконы. Имел все возможные награды: 1851 -набедренник; 1863 - благословение Св.Синода; 1866 - Архипастырское благословление за сочинения катехизических поучений, награжден скуфьей; 1870 - бархатная фиолет. камилавка; 1873 - вторично Архтпастырское благословление;1879 - знак Красного креста; 1883 - золотой наперсный Крест от Св. Синода; 1887 - Всемилостивейше награжден орденом св. Анны 3 ст. Награжден бронзовым памятным крестом на Владимирской ленте в память Севастопольской войны 1854-56 гг. Старший брат Анфисы Павловны, Владимир Павлович Будрин служил диаконом в Кушвинском заводе до 1893 г.
Об имущественном положении отца Василия клировые ведомости извещали так: «Имеет благоприобретенный на каменном фундаменте новый дом с хорошими службами, все деревянные строения крытые тёсом, устроены на крестьянской земле».
Павел был старшим сыном в многодетной семье о. Василия. Кроме него были еще пятеро детей: братья Иван (1875 г.р.) и Николай (1878 г.р.) и сестры Александра (1864 г.р.), Раиса (1869 г.р.) и Анна (1874 г.р.).
По семейному преданию, Павел был отдан на воспитание дальней родственнице, фрейлине Ольге, в Санкт-Петербург. Так ли оно было на самом деле и почему так, сейчас нельзя сказать со всей определенностью.
Однако положительно известно, что второй сын о. Василия Любомудрова, Иван, после окончания Екатеринбургского духовного училища, обучался в Санкт-Петербургской духовной Академии и в последствии, вплоть до 1917-го года, служил управляющим в Министерстве народного просвещения г. Санкт-Петербурга. Состоял членом Санкт-Петербургского Археологического института, сотрудником общества ревнителей русского исторического просвещения и Императорского общества любителей древней письменности, был собирателем древних монет. После 1917 года Иван Любомудров лишился всех регалий и дохода, а поскольку происходил из духовного сословия, какое-то время держался близ привычных мест и стоял у церкви на паперти. Последние пять лет жизни, уже будучи парализованным, провел в Нижней Туре под присмотром сестры Анны.
Младший сын, Николай, окончивший Пермскую духовную Академию, по некоторым источникам одно время «служил в поезде императрицы», и отнюдь не случайно выбрал для своего сына имя Серафим - известно, что преподобный Серафим Саровский всегда особенно почитался царственной четой. В годы гражданской войны иерей Николай Любомудров был полковым священником при отступающей армии адмирала Колчака; и был расстрелян в ноябре 1930 года в Забайкалье по обвинению в «монархическом заговоре». Из епархиальных документов и материалов обвинения видно, что священнослужитель Николай Любомудров был любим мирянами, по своему «популярен», притом имея, по выражению его сына Серафима, также обвиняемого в 1930-1931 гг. в «контрреволюционной деятельности», «исключительно широкие знакомства», позволявшие ему решать многие, самые различные, проблемы.
Довольно необычные характеристики и судьбы у всех сыновей простого сельского батюшки.
Сам Павел Любомудров единственный, кто из братьев не получил духовного образования, он обучался в Императорской Санкт-Петербургской Военно-Медицинской Академии на средства петербургской родственницы и получал стипендию от военного ведомства, после чего был назначен военным врачом в Новочеркасск, губернский город в области войска Донского.
Спустя год, по возвращению в столицу, Павел Васильевич женился, жена его – Евгения Марковна – была немкой по происхождению.
С женитьбы и появления в их семье первенца Константина начинается семейная тайна, которая волнует по сей день и оставляет много вопросов для следующих поколений.